Вместо этого кейса было бы проще выложить всю переписку моего доверителя с его токсичным клиентом, но переписка занимает 50+ страниц текста и в целом является доказательством по делу, поэтому я оставлю ссылку настатью клиента здесь.
Ко мне обратился клиент, задача: составить грамотный ответ на претензию о возврате всех оплаченных за выполненную работу денег. После нескольких консультаций объективная картина оказалась не в пользу клиента.
Через сайт поступила заявка на размещение отзывов на картах Яндекса и Google. Вся переписка между сторонами велась исключительно путём обмена электронными сообщениями (по электронной почте), а деньги были получены вполне официально, на расчётный счёт по выставленным счетам.
Это обыкновенная практика, и многие мои клиенты зачастую общаются по существенным условиям договора в мессенджерах или социальных сетях. Обычно в 95% случаев человеку не нужен договор, ему нужна услуга/товар здесь и сейчас, а предпринимателю нужны деньги. Этот кейс объяснит почему переписка это хорошо и плохо одновременно, а в этой статье вы найдете реальные инструменты, как обезопасить свои доходы.
До начала работы ситуация получилась следующая:
1. Между сторонами не заключен договор ни в каком виде.
2. Клиент оказывал услуги с фиксированной ценой за каждый отзыв.
3. Часть отзывов удалила система, восстановить их невозможно, восстановить доступы к аккаунтам, размещавшим отзывы невозможно.
4. Тексты отзывов согласовывались в гуглдокс.
5. Требования и позиция истца постоянно изменялись по ходу переписки и уже перешли точку конструктивных переговоров.
6. Акты оказанных услуг направлены по электронной почте после разумных сроков оказания услуг, не содержат привязки к реальным услугам, не подписаны.
С учётом моей практики споров по неосновательному обогащению (а получать деньги без подписанных актов оказанных услуг является неосновательным обогащением), в первые 2 дня мы с клиентом готовили настоящий акт выполненных работ, он собирал скрины оставшихся отзывов, я собирал их в таблицы, привязывал к согласованным отзывам.
В итоге в ответ на претензию о возврате 218 тысяч, мы направили развёрнутый ответ и акт на 98 тысяч.
Забегая вперед скажу, что самое первое действие в итоге стало решающим доказательством и суды двух инстанций приняли надлежащее исполнение на 98 тысяч рублей, если бы в тот момент клиент продолжил самостоятельные попытки закрыть вопрос, скорее всего истец вернул 100% своих денег и получил бы сверху 100 отзывов на Гугл картах и 177 на Яндекс картах абсолютно БЕСПЛАТНО!
Чем примечателен этот кейс, он очень наглядно демонстрирует полное непонимание судьями "интернетов всяких". Всем клиентам, работающим в IT, маркетинге, да просто продающим услуги/товары в интернете я объясняю, что для 99% судей слова "лид, CRM, клик, сервер, хостинг, сайт, аккаунт, итд" не значат ровным счётом ничего. И как бы не было грустно, но на это нужно делать поправку в ближайшие 10-15 лет, пока судьями не станут активные пользователи соцсетей, маркетплейсов и доставок. Задача понимающего юриста перевести реальный язык (современный) в номенклатурный (юридический), чтобы судьи читая ваш договор или акт мыслили теми категориями, которые прописаны в Гражданском кодексе и делали правильные выводы.
Просто сравните: Отзыв на исковое заявление/Решение суда первой инстанции/ Апелляционное определение (нужно листать)
Никто не запаривался, просто взял мой отзыв и включил его в решение суда, кто-то по неопытности может это посчитать личной победой/экспертностью, отчасти оно так и есть, но я не из тех юристов, кто ходит в суд неподготовленным и не из тех, кто верит, что судьи сами пишут свои решения. А вот любой помощник у которого задача написать за свободные 30 минут решение, будет очень рад обоснованной позиции, написанной без грамматических ошибок, приобщённой к делу в ворде)
Из досадного: - Суд не принял мои доводы о том, что истец постоянно контролировал сроки и объём оказания услуг, согласовывал тексты заказанных отзывов, проверял их наличие - это напрямую следовало из переписки (но кто будет читать 50+ страниц). - Также суд вообще никак не отразил, что оплата услуг производилась поэтапно с учётом авансового платежа и фактического объёма (количества размещенных отзывов) услуг. Данный факт противоречил исковому заявлению, истец утверждал, что он согласовал некий объём работ, который не был выполнен. Фактически объём услуг согласовывался сторонами в течение продолжительного срока и поэтапно, а это напрямую исключает природу неосновательного обогащения (но не подтверждает факт/объём и стоимость услуг) - И даже признав факт заключения договора путём переписки суд проигнорировал, что моменту предъявления претензии 26 марта 2021 года, двухмесячный срок, на все без исключения, размещенные отзывы истёк.
Выводы к котором я хотел подвести: 1. Оплата должна быть привязана к акту выполненных работ/оказанных услуг, если вы берёте аванс, то у вас как минимум должно быть задание от заказчика, а вообще должен быть договор. 2. Желание получить оплату = желание получить подписанный акт. 3. Если вы не подписываете бумаги вовремя, принципиально или случайно, помните о том, что вам придётся доказывать в суде, что вы оказали услугу. Что проще подписать акт или представить доказательства факта оказания услуг - письменные или вещественные, доказать период или конкретную дату оказания услуг, доказать объём оказанных услуг, доказать качество оказанных услуг и самое главное доказать, что это та услуга, которую вам оплатили. Некоторые вещи могут показаться дикими, но не рассчитывайте, что ваш клиент после консультации с юристом будет в суде говорить только правду, все его доводы будут диаметрально противоположными.
Многие скажут: да пока с этими актами пробегаешь, пока все соберешь, у каждого бухгалтера свои закидоны, да у большинства не подключен электронный документооборот. Я отвечу: на все ваши "НО" у меня есть готовое решение.
Итог:
1. Сэкономил клиенту почти 100 тысяч рублей, не победа, но и не поражение.
2. Клиент получил от меня исчерпывающую информацию о том, как обезопасить свой бизнес, я разработал полный комплект документов для его нового проекта.
3. Клиент смог придать огласке этот кейс, любой желающий теперь сможет найти подробную информацию о его заказчике и о том как он ведёт бизнес.
Ниже я оставлю решение суда первой инстанции, на мой взгляд апелляционное определение ничем не отличается (как обычно).
Документ автоматически скачен после подтверждения формы
Форма запроса решения суда
Заявка отправлена
Форма запроса документа
Заявка отправлена
Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Для получения
дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей
Политикой использования cookie-файлов.